• Кеймбридж
  • Москва
  • Екатеринбург
  • Челябинск
+7(351) 216-11-89


        

Блог


ТОР "Снежинск"

Согласно п. 2 ст. 2 Федеральный закон от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", «резидент территории опережающего социально-экономического развития - индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития (далее - соглашение об осуществлении деятельности) и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития».


 Для получения статуса резидента ТОР нужно заниматься определенными видами деятельности и осуществлять финансовые вложения в эти виды деятельности. 

Виды деятельности, в отношении которых на территории Снежинска можно получить статус резидента ТОР:

 1. Производство красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастик

 2. Производство прочих химических продуктов 

3. Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях 

4. Производство строительных керамических материалов

 5. Производство компьютеров и периферийного оборудования

 6. Производство коммуникационного оборудования 

7. Производство электродвигателей, генераторов, трансформаторов и распределительных устройств, а также контрольно-измерительной аппаратуры 

8. Производство машин и оборудования общего назначения

 9. Производство прочих машин и оборудования общего назначения 

10. Производство прочих машин специального назначения

 11. Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 

12. Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава

 13. Производство мебели

 14. Производство медицинских инструментов и оборудования 

15. Ремонт и монтаж металлических изделий, машин и оборудования 

16. Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги 

17. Деятельность в области информационных технологий 

18. Научные исследования и разработки 

19. Деятельность в области здравоохранения 

При этом минимальный объем капитальных вложений резидентов ТОР в осуществление соответствующих видов экономической деятельности составляет 5000000 рублей

 Относительно налога на прибыль: 

В письме Минфина России от 10.10.2017 N 03-03-06/1/66087 

«Для организаций, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, предусмотрены следующие преференции в части налога на прибыль организаций:

 - в части зачисления в федеральный бюджет - обнуление ставки налога на прибыль в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР (пункт 3 статьи 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ));

 - в части зачисления в региональный бюджет законом субъекта Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль организаций, при этом она не может превышать 5 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР, и не может быть менее 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов (пункт 4 статьи 284.4 НК РФ). Указанные налоговые ставки применяются при условии: - доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу в соответствии с главой 25 НК РФ (подпункт 1 пункта 2 статьи 284.4 НК РФ);

 - налогоплательщиком ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности (подпункт 2 пункта 2 статьи 284.4 НК РФ). 

Следует отметить, что в случае если резидент ТОСЭР осуществляет только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении деятельности на территории ТОСЭР, то в такой ситуации у резидента ТОСЭР не возникает обязанности по ведению раздельного учета доходов и расходов. 

При выполнении вышеуказанных условий налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в части зачисления в федеральный бюджет в размере 0 процентов применяется ко всей налоговой базе. Пониженная ставка налога на прибыль организаций в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации применяется только к налоговой базе от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОСЭР. Дополнительных условий по применению пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций резидентами ТОСЭР НК РФ не установлено» 

Согласно ст. 9 Закона Челябинской области от 28.11.2016 N 453-ЗО 

«1. Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов для организаций - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных в Челябинской области и удовлетворяющих требованиям статьи 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

 2. В течение следующих пяти налоговых периодов налоговая ставка устанавливается в размере 10 процентов»

 Согласно п. 3 ст. 3 Закона Челябинской области от 25.11.2016 N 449-ЗО 

«Налоговая ставка устанавливается в размере 0 процентов для организаций - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных в Челябинской области, в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного в целях ведения деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территориях опережающего социально-экономического развития, и расположенного в границах территорий опережающего социально-экономического развития, в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором указанное имущество поставлено на учет в качестве объекта основных средств. 

В течение следующих пяти налоговых периодов налоговая ставка устанавливается в размере 1,1 процента.

 Организации, указанные в абзаце первом настоящей части, ведут раздельный учет имущества, созданного и (или) приобретенного в целях ведения деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и расположенного в границах территории опережающего социально-экономического развития. 

Организации, указанные в абзаце первом настоящей части, по окончании каждого налогового периода в сроки, установленные для подачи налоговой декларации по налогу на имущество организаций, представляют в налоговый орган по месту представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций следующие документы: 

перечень имущества, созданного и (или) приобретенного в целях ведения деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и расположенного в границах территории опережающего социально-экономического развития, нарастающим итогом (с указанием наименования и остаточной стоимости имущества), подписанный руководителем организации;

 копии первичных учетных документов, регистры бухгалтерского учета, предусмотренные Федеральным законом "О бухгалтерском учете", подтверждающие среднегодовую стоимость имущества, созданного и (или) приобретенного в целях ведения деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и расположенного в границах территории опережающего социально-экономического развития, заверенные руководителем организации» 

Резиденты территорий опережающего социально-экономического развития имеют право на упрощенный (заявительный) порядок возмещения НДС (пп. 3 п. 2 ст 176.1 НК РФ). Заявительный порядок возмещения НДС позволяет осуществить зачет суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения камеральной налоговой проверки, тем самым затрачивая меньше времени на возврат НДС из бюджета. Резиденты ТОР имеют право использовать режим зоны свободной таможенной торговли. Режим подразумевает отсутствие таможенных пошлин на ввоз, хранение, потребление иностранных товаров внутри ТОР, применение нулевой ставки НДС в отношении импортных товаров для использования резидентами ТОР. 

В стандартных случаях налогоплательщики НДС не имеют права на заявительный порядок возмещения НДС и использование режима зоны свободной торговли. Они обязаны уплачивать все таможенные платежи при перемещении товаров через таможенную границу: таможенные пошлины, таможенные сборы, НДС, акцизы. 

Закон N 380-ФЗ предусматривает ряд налоговых преференций. В частности, в соответствии с п. 1.8 ст. 284 НК РФ для организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%. Льгота применяется в течение пяти лет начиная с года, в котором была получена первая прибыль от деятельности на территории опережающего социально- экономического развития. 

Законами субъектов РФ может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. Размер данной налоговой ставки не может превышать 5% в течение первых пяти налоговых периодов и не может быть менее 10% в течение следующих пяти лет. Чтобы применять указанные выше налоговые льготы, организация должна быть зарегистрирована на территории опережающего социально-экономического развития. Кроме того, необходимо соблюдать установленные в ст. 284.4 НК РФ ограничения (см. таблицу). 

Таблица 

Условия применения налоговых преференций по налогу на прибыль


 Условие применения налоговых преференций    Комментарий
     Организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории опережающего социально-экономического развития  Под обособленными подразделениями понимаются не только филиалы и представительства: обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 НК РФ)
 Организация не применяет специальные налоговые режимы  Имеется в виду ЕСХН, УСН, ЕНВД, патентная система, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (разд. VIII.1 НК РФ)
     Организация не является участником консолидированной группы налогоплательщиков  Консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков (п. 1 ст. 25.1 НК РФ)
 Организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией  Подробнее о деятельности клиринговой организации см. Федеральный закон от 07.02.2011 N 7-ФЗ
Организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа  На территории России могут создаваться особые экономические зоны следующих типов: 1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны. Это следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ
 Организация не является участником региональных инвестиционных проектов  Налогоплательщиком - участником проекта признается российская организация, которая получила статус участника проекта. Указанный статус юридическое лицо приобретает со дня включения в специальный реестр (п. 2 ст. 25.9 НК РФ)
 Доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, составляют не менее 90% всех доходов  Сумма доходов при этом определяется по данным налогового учета
 Организован раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности  Нормы действующего законодательства РФ не устанавливают порядок ведения раздельного учета. Разработанный порядок ведения раздельного учета следует закрепить в приказе об учетной политике для целей налогообложения или ином локальном документе




В соответствии с п. 6 ст. 284.4 НК РФ в случае прекращения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития налогоплательщик считается утратившим право на применение льготной налоговой ставки с начала того квартала, в котором он был исключен из реестра резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

 НДС

 По общему правилу, получив налоговую декларацию, в которой сумма НДС предъявлена к возмещению, налоговая инспекция проводит ее камеральную проверку. 

Однако решение о возмещении НДС может быть принято до завершения камеральной проверки, если применен заявительный порядок возмещения налога (ст. 176.1 НК РФ). Резиденты территории опережающего социально-экономического развития имеют право на ускоренное возмещение НДС (применение заявительного порядка возмещения НДС). Это возможно, если налогоплательщик представит помимо налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение налога, договор поручительства управляющей компании.

 Согласно ст. 2 Закона N 473-ФЗ управляющей компанией является акционерное общество, которое определено Правительством РФ в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития и 100% акций которого принадлежит РФ, и (или) дочернее хозяйственное общество, которое создано с участием такого акционерного общества. 

Алгоритм применения заявительного порядка в рассматриваемой ситуации будет следующим. Налогоплательщик сдает в инспекцию налоговую декларацию по НДС. Не позднее пяти дней с момента представления декларации он подает в инспекцию заявление о применении заявительного порядка (п. 7 ст. 176.1 НК РФ). Этот же срок предусмотрен и для представления договора поручительства (п. 6.1 ст. 176.1 НК РФ). Напомним, что в соответствии со ст. 361 ГК РФ договор поручительства - это соглашение, в рамках которого поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Общие правила оформления договора поручительства содержатся в нормах гражданского законодательства. Так, из положений ст. 362 ГК РФ следует, что для законности данного договора достаточно его оформить в простой письменной форме.

 Дополнительно в НК РФ установлены следующие правила. Договор поручительства должен предусматривать обязательство управляющей компании на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога будет отменено полностью или частично. Срок действия договора поручительства должен истекать не ранее чем через восемь месяцев со дня подачи налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению. Сумма, указанная в договоре поручительства, должна соответствовать сумме налога, заявляемой к возмещению. 

НДПИ 

По общему правилу добыча полезных ископаемых подлежит обложению НДПИ по ставкам, указанным в ст. 342 НК РФ. Однако, если речь идет о добыче полезных ископаемых на территории опережающего социально-экономического развития резидентом данной территории, к установленной налоговой ставке можно применять понижающий коэффициент от 0 до 1. С начала применения нулевой ставки и в течение первых 24 периодов по НДПИ он равен нулю, а затем постепенно в течение нескольких лет повышается до единицы (п. 5 ст. 342.3 НК РФ). 

Дополним, что применять коэффициент налогоплательщик может только при соблюдении им условий лицензии на пользование недрами и выполнении требований согласованного и утвержденного в установленном порядке технического проекта разведки и (или) разработки участка недр.

 Страховые взносы 

Законом N 519-ФЗ введены пониженные тарифы страховых взносов для резидентов территории опережающего социально-экономического развития. Закон N 519-ФЗ вступает в силу по истечении 90 дней со дня официального опубликования (31.03.2015). Согласно положениям названного Закона в течение 10 лет со дня получения статуса резидента начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен такой статус, данные плательщики перечисляют взносы по тарифам: 

- 6% в ПФР;

 - 1,5% в ФСС РФ;

 - 0,1% в ФФОМС.

 Напомним, что плательщики, не имеющие права на пониженный тариф, должны уплачивать:

 - в ПФР - 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 10% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

 - в ФСС РФ - 2,9% (для начисления страховых взносов в отношении работников- иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, установлен тариф в размере 1,8%);

 - в ФФОМС - 5,1%. 

Как известно, нормы действующего законодательства предусматривают дополнительный тариф взносов в ПФР, который применяется к выплатам и вознаграждениям в пользу работников, имеющих право на льготную пенсию (занятых на видах работ, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). В зависимости от категории сотрудников величина дополнительного тарифа взносов в ПФР может составлять 9, 8, 7, 4, 2 или 6%.

 Актуальным является вопрос: следует ли применять данный дополнительный тариф на территориях опережающего социально-экономического развития? На данный вопрос следует ответить положительно и вот почему. В ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ говорится о необходимости уплаты взносов в ПФР по доптарифу в отношении вознаграждений в пользу некоторых сотрудников. Никаких исключений в отношении лиц, работающих на территории опережающего социально-экономического развития, ни в данной норме, ни в иных не установлено.

Поделиться


Подписаться на свежие статьи блога