Блог

Субсидиарная ответственность

control-1027103_960_720.jpg
   
   Институт субсидиарной ответственности направлен на удовлетворение требований кредиторов, в случае невозможности полного погашения их требований за счет имущества должника. Данный инструмент стал активно и эффективно использоваться как конкурсными управляющими, так и самими кредиторами с 2017 года. На начало 2019 года в судах сформировалась устойчивая практика по привлечению к субсидиарной ответственности лиц, причастных к банкротству компаний, которые не могут рассчитаться по своим долгам (Должники). Статистика привлечения лиц к субсидиарной ответственности, опубликованная на сайте Федресурса (https://fedresurs.ru/news/49c41551-a149-431a-8fb4-6e584b28f9b7?attempt=1) не двусмысленно указывает на необходимость контролирующим лицам организации обращать особое внимание на возможные неблагоприятные последствия их действий (бездействия) в качестве лица, контролирующего должника. Необходимость дополнительного контроля своих действий обусловлена данными указанной ранее статистики, из которой отчетливо видно значительное увеличение количества удовлетворенных требований о привлечении контролирующих Должника лиц к субсидиарной ответственности.  
 Заявления о привлечении к субсидиарной ответственности 1 кв. 2017  2 кв. 2017 3 кв. 2017 4 кв. 2017  1 кв. 2018  2 кв. 2018  3 кв. 2018 4 кв. 2018  1 кв. 2019 
 Подано  745  871  938  1098  1170  1291  1431  1215  1046
 Удовлетворено  156  172  171  293  280  381  422  548  430
 Доля удовлетворенных  21%  20%  18%  27%  24%  30%  29%  45%  41%
 Размер ответственности, млрд. руб.  23,3  19,1  22,2  38,6  25,6  37,3  84,5  182,9  75,39
 Количество привлеченных лиц  195  199  169  360  347  471  569  738  594

   В первую очередь к субсидиарной ответственности пытаются привлечь единоличный исполнительный орган организации (директор, управляющая компания, управляющий) и её участников. При этом, согласно Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве), список контролирующих должника лиц (далее –КДЛ) не ограничен конкретным перечнем. К их числу могут быть отнесены, кроме прочего, главный бухгалтер и лицо, действующее по доверенности. КДЛ, в рамках субсидиарной ответственности, являются физические или юридические лица, которые не более чем за 3 года до возникновения у компании признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия судом заявления о банкротстве контролировали (имели возможность и право) принимаемые в компании решения, заключали сделки от ее имени, определяли их условия. Пленум Верховного суда в своем постановлении №53 от 21.12.2017 отметил, что само по себе участие в органах должника не свидетельствует о наличии статуса контролирующего его лица. Однако, закон о банкротстве содержит исключения из этого правила. Так, пунктом 4 ст.61.10 Закона о банкротстве, установлен круг лиц, в отношении которых действует презумпция того, что именно они определяли действия должника. Таким образом, практически любое лицо, имеющее отношение к управлению Должником и/или его документации может быть привлечено к субсидиарной ответственности. 

    Не облегчает учесть привлекаемого к субсидиарной ответственности лица и наличие в Законе о банкротстве презумпции виновности КДЛ пока они не докажут обратное (п.2 ст.61.11 Закона о банкротстве). В частности, п.2 ст.61.11 Закона о банкротстве закреплена презумпция вины КДЛ в случае причинения существенного вреда имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника (совершения таких сделок по указанию этого лица), включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 Закона о банкротстве. Кроме того, Закон о банкротстве содержит презумпцию вины КДЛ связанную с ненадлежащим ведением, хранением финансовой (бухгалтерской) отчетности, первичных и иных документов, подлежащих обязательному хранению. И это далеко не весь перечень презумпций вины, закрепленных в Законе о банкротстве. Таким образом, при рассмотрении споров о привлечении к субсидиарной ответственности КДЛ бремя доказывания ложится не только на заявителя, но и на привлекаемых лиц.
  
    Применение института субсидиарной ответственности привело и к ряду неоднозначных судебных решений, согласно которым КДЛ инициировало совершение Должником сомнительной сделки (ряд сделок) на сумму, значительно меньшую, чем общий размер требований кредиторов, и в результате привлечения к субсидиарной ответственности данное лицо фактически становилось обязанным по обязательствам, значительно превышающим размер причиненного КДЛ «реального ущерба».

   Избежать привлечения к субсидиарной ответственности по долгам Должника возможно только доказав, что действия и решения КДЛ являлись правомерными, а также отсутствовали признаки умышленности в приведении компании к неплатежеспособности. Подчас доказать суду правомерность совершения единоличным исполнительным органом тех или иных действий (бездействия) и отсутствие какого-либо умысла становится очень сложной задачей. Ведь то обстоятельство, что предпринимательская деятельность по своей природе связана с риском и риском не малым (с учетом нестабильности рыночной экономики Российской Федерации) судами не учитывается при оценке действия (бездействия) КДЛ.

   Таким образом, КДЛ, в ходе свой деятельности, следует быть готовыми к возможным претензиям со стороны кредиторов и конкурсного управляющего и заранее обеспокоиться сбором доказательств правомерности своих действий при управлении Должником, что позволит минимизировать риски привлечения к субсидиарной ответственности.

   С учетом сложности банкротного законодательства, а, следовательно, и судебных процессов связанных, в частности, с привлечением КДЛ к субсидиарной ответственности, за консультацией по сбору соответствующих доказательств и за защитой интересов в суде, контролирующим должника лицам следует обращаться к специалистам и не полагаться на свои силы и знания, т.к. халатное отношение к возможности привлечения к субсидиарной ответственности может привезти к необратимым негативным последствиям.   
 
 

Поделиться


Изменения в Законодательстве

Последний выпуск мониторинга изменений в законодательстве от 30.07.2019 08:12:00

Предыдущие выпуски