Блог

Сколько вешать в граммах?! Или можно ли не представить документы по требованию налоговой и остаться безнаказанным?

   gfs-gotova-k-vnedreniyu-izmenenij-po-administrirovaniyu-nalogov-predusmotrennyx-zakonom-ukrainy-2628.jpg

   Если Вы директор, бухгалтер коммерческой организации, то Вы неоднократно получали требования налоговых органов о предоставлении документов, необходимых или не очень необходимых для проведения налоговой проверки, часто эти требования носят избыточный характер. Избыточный характер требований налоговых органов фактически приводит налогоплательщиков к необходимости выделения отдельного сотрудника для подготовки ответов на требования. Ряд крупных предприятий уже имеют целые отделы для сбора документов и информации для ответа на требования налоговой. Очевидно, что налогоплательщики с радостью бы отказались от указанной выше статьи расходов, особенно учитывая текущее состояние экономики и необходимости экономить буквально каждую копейку, но их, как правило, останавливает ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом. Так, небольшой штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (ст.126 НК РФ) в результате неисполнения требований налогового органа может вылиться в значительную сумму. 

   К сожалению, судебная практика рассмотрения споров, связанных с оспариванием требований налоговых органов о предоставлении документов, а также решений о привлечении к ответственности за неисполнение указанных требований, в основном складывается не в пользу налогоплательщиков. Каких-либо предпосылок к повороту судебной практики в сторону налогоплательщиков не усматривается. Напротив, налоговый орган, используя судебную практику все сильнее «закручивает гайки». 

   Но есть примеры, когда суд встал на сторону налогоплательщика в споре с налоговым органом. Наиболее ярким примером по настоящее время является судебное разбирательство по делу № А13-5629/2014.

   При рассмотрении данного дела налогоплательщик указал, что истребованные инспекцией документы представляют собой более 6 260 000 листов. Такое количество копий может быть изготовлено на 100 печатающих устройствах в течение более двух месяцев (максимальная загрузка одного печатающего устройства 30 000 страниц в месяц); затраты на изготовление такого количества копий составит 1 800 000 руб. на покупку 12 520 пачек бумаги (из расчета по 145 рублей за пачку), 1 400 000 руб. на приобретение расходных материалов (картриджей, роликов, фотобарабанов). Кроме того, к этим суммам добавятся соответствующие затраты, связанные с полной или частичной заменой копирующих устройств в связи с их ускоренным износом, оплатой расходов на доставку копий документов из обособленных подразделений банка и с двойной оплатой труда сотрудников, привлекаемых к работе сверхурочно и в выходные дни; вес истребованных копий составит около 30 тонн, для их перевозки потребуется 20 автомобилей марки "Газель". У лиц, проводящих налоговую проверку (4 человека), отсутствует физическая возможность изучить такой объем документов в сроки, установленные для проведения проверки: четырем сотрудникам налоговой инспекции потребуется около 90 месяцев для изучения истребованного объема документов - при чтении одним сотрудником 100 страниц в час документы могут быть прочитаны в течение 15 650 часов (6260000/4/100), что соответствует более чем 1950 дням (по 8 часов).

   Пунктом 12 статьи 89 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, обеспечить возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
В рассматриваемом случае выездная проверка проводилась на территории налогоплательщика, в связи с чем, у проверяющих была возможность ознакомиться с оригиналами документов налогоплательщика и проверить правомерность исчисления налогов в заявленных размерах.
Судом было установлено, что исполнение требования потребовало бы от налогоплательщика значительных временных затрат и материальных ресурсов.

   С учетом совокупности указанных налогоплательщиком обстоятельств суды сделали выводы о том, что требование в части обязывания налогоплательщика представить копии документов в испрашиваемом объеме, указанном в требовании, не соответствует Налоговому кодексу Российской Федерации и является недействительным (судебные акты по делу № А13-5629/2014).

   В рассмотренном примере имеются свои особенности, которые в данном случае помогли налогоплательщику, а именно: ВНП проходила на территории налогоплательщика; объем истребованных документов был очень значительным. Налогоплательщику, проведя огромную работу по подсчету расходов (как финансовых, так и трудовых) удалось доказать избыточность требования налогового органа и его неправомерность.
Важно помнить, что вышеприведенный случай из судебной практики скорее является исключением, чем правилом. 

   С учетом сложившейся судебной практики можно выделить 2 обстоятельства, при совокупности которых налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности за непредставление документов:

   1. документы отсутствуют по объективным причинам (утрата произошла не по причине небрежности или халатности налогоплательщика);

  2. факт утраты документов по объективным причинам (в результате пожара, хищения и т.п.) должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.

   Примером несоблюдения налогоплательщиком 2-го пункта, повлекшее негативные последствия для налогоплательщика является разбирательство по делу № А40-76506/2017, в ходе которого налогоплательщик сослался на утрату документов в результате пожара, но не представил достаточных доказательств своему доводу, что привело к отказу в удовлетворении требований налогоплательщика.

   Таким образом, учитывая тенденции по рассмотренному вопросу, при получении требования налогового органа всегда нужно оценить риски не предоставления документов согласно требованию, а также судебную перспективу его оспаривания и возможность представления в суд доказательств неправомерности действий налогового органа.


Поделиться


Наши партнеры

  • 1 канал
  • НТС
  • ГК Мечел
  • Мехамания
  • Южуралзолото
  • СК Легион
  • Уралмясторг
  • ГК Лукойл
  • ГК Кейтеринбург
  • АО БТРЗ
  • Мета
  • ГК Уральские кондитеры
  • ЮУ КЖСИ
  • СК «Магистр»
  • ОАО «НПО электромеханики»
  • ОАО «Фортум»
  • Евразийская Строительная Компания
  • МУП ЧКТС
  • Вертолетная сервисная компания
  • СК Артель-С
  • Аптека 36,6
  • СМС Груп
  • МУП ПОВВ
  • Правительство Пермского края
  • ОАО «Миасский Машиностроительный Завод»
  • АО «ПО«Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова»
  • АО Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского
  • Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
  • ГК «А 101»
  • Администрация Тазовского района
  • Администрация Ямальского района
  • Областной аптечный склад
  • НОВАТЭК
  • НК ЛУКОЙЛ
  • Красное & Белое
  • Росгеология

Изменения в Законодательстве

Последний выпуск мониторинга изменений в законодательстве от

Предыдущие выпуски