Блог

ФНС В СТРАНЕ ЧУДЕС

На минувшей неделе состоялось заседание расширенной коллегии ФНС России, на котором руководитель Службы, Михаил Мишустин, сообщил, что по итогам работы налоговых органов за 2018 год, зафиксирован максимальный прирост поступлений  в консолидированный бюджет РФ (на 23% в сравнении с 2017 годом). Налоговые поступления растут за счет вовлечения в легальный оборот новых субъектов экономической деятельности и хозяйственных операций, в то же время, продолжен тренд на снижение административного давления на налогоплательщиков, подчеркнул Михаил Мишустин. В 2018 году по результатам работы с АСК «НДС-2» в бюджет дополнительно поступило 13 миллиардов рублей, из них 12,4 миллиарда рублей обеспечены за счет самостоятельного уточнения налогоплательщиками своих обязательств.

В указанной ниже таблице наглядно показано постоянное превышение роста налоговых поступлений над темпами роста ВВП России (сведения: www.gks.ru; www.nalog.ru).


 Год РОСТ ВВП    РОСТ ПОСТУПЛЕНИЙ В КОНСАЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РФ  в сравнении с предшествующим годом 
 2014  0,7%                                                       11,3%
 2015  -2,5%                                                         9%
 2016  0,3%                                                         5%
 2017  1,6%                                                        20%
 2018  2,2%                                                        23%


Избавимся от эскапизма главного налоговика нашей страны и вернемся в мир реальный. Что означает заявление Михаила Мишустина для современной экономики Российской Федерации, подвергающейся постоянным «проверкам на прочность» со стороны Запада и США, в купе с экономической и социальной напряженностью внутри государства?

Ни для кого не секрет, что одним из основных показателей роста экономики является уровень безработицы. Обратимся к официальным источникам относительно уровня безработицы (rosmintrud.ru). Только за период с 6 по 13 февраля 2019 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, увеличилась на 2,3 % и составило 763 890 человек. И это только цифры официальной статистики, реальное число безработных (общий уровень безработицы) выше в разы и по примерным подсчетам Минтруда не должен превысить 3,6 миллионов человек в 2019 году (https://rosmintrud.ru/employment/employment/712). Согласно макропрогнозу ИНП РАН, предоставленного изданию Известия, уровень безработицы может подрасти с ожидаемых 4,7% до 4,9% (около 3,8 миллионов человек) (http://www.finmarket.ru/main/article/4919329). Тенденция роста безработицы очевидна.

Кроме того, долги по зарплате с начала 2019 года выросли на 12% и составили 2,7 млрд. рублей (https://tass.ru/ekonomika/6147446), что также не свидетельствует о стабильности в российской экономике.

20.02.2019 Путин В.В. выступая на ежегодном послании Совету Федерации РФ, отметил необходимость уменьшения рисков уголовного и административного преследования добросовестных налогоплательщиков. Кроме того, Владимир Владимирович особенно подчеркнул, что в среднем на одного предпринимателя, бизнес которого разваливается в связи с давлением административных органов, в среднем приходится 130 сотрудников, потерявших работу.

Что же можно увидеть в современных реалиях? Очевиден тренд на усиление налогового администрирования. Выездные налоговые проверки проходят исключительно у платежеспособных налогоплательщиков. Нередко, в результате налоговых проверок налогоплательщик не имеет возможности продолжать ведение бизнеса, и вынужден прибегать к банкротству. Кроме того, налоговый орган все чаще сам обращается в суд с заявлением о признании налогоплательщика банкротом. Не нужно объяснять взаимосвязь между закрытием разного уровня бизнеса и ростом безработицы.

Несмотря на заявление премьер-министра Дмитрия Медведева о росте экономики и росте ВВП в 2018 году более чем на 2%, многие эксперты отмечают, что данный «рост» виден исключительно в цифрах и никак не сказывается на бизнесе и тем более на населении. Кроме того, согласно прогнозам различных зарубежных и российских финансовых институтов, предоставленных изданием Аргументы и факты (http://www.aif.ru/money/economy/chto_zhdet_ekonomiku_rossii_v_2019_godu_prognozy_finansistov), в среднем прогнозируется рост ВВП на 1,4%, что означает замедление роста экономики. Замедление темпов роста экономики в 2019 году прогнозирует и министр экономического развития РФ Максим Орешкин (http://economy.gov.ru/minec/press/interview/2019130202).

Учитывая замедление роста экономики, увеличение налоговой нагрузки в результате желания Михаила Мишустина улучшить результаты 2018 года может в конечном итоге привести к отсутствию платежеспособных налогоплательщиков как таковых и необходимости разработки программ по поддержке предпринимателей.

Указывая на добросовестность и щедрость налогоплательщиков, глава ФНС не стал посвящать общественность о применении налоговиками нового метода работы, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления с указанием обнаружения «разрыва цепочки НДС» по сделкам, совершенным с конкретными контрагентами налогоплательщика. Учитывая статистику по налоговым спорам, согласно которой более 80% дел в суда выигрывает налоговый орган, уведомления от налоговой службы фактически вынуждают налогоплательщика представить уточненную налоговую декларацию и оплатить соответствующие налоги. Покорности налогоплательщика также способствует и введение ст.54.1 НК РФ, которая, вопреки ожиданиям бизнеса, ужесточила требования к налогоплательщику и его контрагентам, предоставила налоговому органу возможность не учитывать фактические расходы, понесенные налогоплательщиком по сделкам с «проблемным» контрагентом (реальная налоговая выгода), и, несмотря на наличие таких расходов, доначислять налогоплательщику, как НДС, так и налог на прибыль по «проблемному» контрагенту. В настоящее время суды поддерживают такую позицию налоговой, но Верховным судом РФ аналогичные споры еще не рассматривались, а значит остается надежда на изменение порочной практики.

Не стоит забывать и о проводимых налоговыми органами на регулярной основе совещаниях по легализации налоговой базы, на которые приглашаются налогоплательщики с выявленным АСК «НДС-2» «разрывом цепочки».

Из всего вышеизложенного логично предположить, что нынешняя налоговая политика, мягко говоря, недальновидна и чревата определенными рисками в будущем, а выступление Михаила Мишустина больше похоже на попытку поддержания рейтинга власти в кризисной для страны период.

Поделиться


Изменения в Законодательстве

Последний выпуск мониторинга изменений в законодательстве от 30.07.2019 08:12:00

Предыдущие выпуски