Блог

Внедрение федеральных стандартов бухгалтерского учета, конвергированных с МСФО

Еще в апреле 2012 года, действующий на тот момент времени, Президент РФ Дмитрий Медведев поручил Правительству РФ подготовить предложения об отмене обязательности предоставления бухгалтерской отчетности по РСБУ непубличными компаниями и предоставлению публичным компаниям права выбирать между РСБУ и МСФО.
С того периода времени в России прочно укоренились слухи, что РСБУ отменят и все предприятия России перейдут на МСФО. Совершить полный переход предприятий всей страны на МСФО, фактически отменив национальную систему отчетности РСБУ, оказалось непросто. Поэтому поручение о полном переходе на МСФО было заменено задачей постепенного перехода с РСБУна новые федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ) максимально приближенные к МСФО. И в итоге, процесс перехода-замены был бесповоротно запущен. Активное внедрение ФСБУ начнется уже с 2018 года.
Приказом Минфина России от 23 мая 2016 года № 70н утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 гг.
На сегодняшний день разрабатывать проекты федеральных стандартов вправе(ч.2 ст.22 и п. 5 ч. 1 ст. 23 Закона № 402-ФЗ):
- Минфин России;
- Фонд развития бухгалтерского учета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета «Бухгалтерский методологический центр»;
- Саморегулируемая организация аудиторов некоммерческое партнерство «Московская аудиторская палата»;
- Некоммерческое партнерство «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России».
Кроме того, документом предусмотрена возможность участия в разработке стандартов любого эксперта или организации, по желанию. Для этого необходимо опубликовать все свои предложения и проекты не менее чем за 3 месяца до начала публичного обсуждения новых стандартов на сайте Минфина РФ.
Согласно этой программе будут разработаны 14 новых стандартов бухгалтерского учета.
Предполагаемые даты вступления стандарта в силу для обязательного применения:
- в 2018 году: «Запасы», «Основные средства», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», «Бухгалтерская отчетность», «Нематериальные активы»;
- в 2019 году: «Аренда», «Доходы», «Расходы», «Финансовые активы и обязательства», «Участие в зависимых организациях и совместная деятельность», «Реорганизация юридических лиц»;
- в 2020 году: «Вознаграждения работникам», «План счетов бухгалтерского учета», «Некоммерческая деятельность».
Новые требования к 2020 году должны заменить многочисленные действующие Положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они будут базироваться на международных стандартах, но учитывать все особенности российской модели ведения бизнеса и законодательства.
Пока все стандарты будут разрабатываться практически «с нуля» Минфин намерен внести изменения в 2017 г. в некоторые нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету (в части введения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов) и в ряд действующих ПБУ, предполагаемые даты вступления в силу для обязательного применения которых:
- в 2018 году: ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
- в 2019 году: ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
- в 2020 году: ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».
В настоящее время на сайте Минфина России www.minfin.ru
размещены следующие рабочие проекты, доступные для ознакомления и участия в разработке: «Изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету (в части введения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета для отдельных категорий экономических субъектов)», «Запасы», «Основные средства», «Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», «Нематериальные активы».
Предполагается, что внедрение ФСБУ существенно упростит правила бухучета и отчетности для предприятий малого бизнеса, а также максимально сведет к минимуму противоречия в законодательстве.
В чем же заключается суть и выгода данного процесса для российских компаний и России в целом?
Перспектива замены РСБУ – скорее позитивная новость для бизнеса, чем негативная. Нет никакого секрета в том, что у российских бухгалтеров возникает немало проблем с ПБУ на практике, поскольку они применяются только в части, которая не противоречит Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и нормам Налогового кодекса. Новые стандарты ФСБУ хотят избавить от этих недостатков.
Также очень весомый недостаток РСБУ – это нацеленность составления всей отчетности предприятия исключительно в интересах контролирующих органов, а не собственников бизнеса. В то время как, например, в МСФО собственники бизнеса являются ключевыми фигурами, и вся отчетность стремится к основной цели – показать, сколько заработали собственники бизнеса в отчетном периоде и сколько смогут заработать в будущем. При этом стоит учесть, что речь идет не просто о показателе чистой прибыли, а о стоимости бизнеса в том числе, и росте этой стоимости.
Стоит указать еще на один существенный недостаток – в отличие от РСБУ, МСФО предполагают максимально реалистичный учет текущей ситуации в компании. В принципах учета МСФО и РСБУ принципы оценки активов и обязательств и соотнесение доходов и расходов с отчетным периодом кардинально различаются, и применение тех или иных принципов напрямую влияет на финансовое положение и результаты деятельности компании в глазах пользователей отчетности.Это может сделать более оптимистичным или консервативным вместо отображения реальной картины для собственника.
Бытует мнение, что развитие МСФО в России невозможно, так как Запад находится практически в постоянной оппозиции с нашей страной.
Это – заблуждение. МСФО связано с экономикой, а не с политикой. Потребность в надежной и правильной оценке стоимости бизнеса не привязана к оппозиции Запада. Также не стоит забывать, что есть еще и Восток, который в настоящее значительно укрепил и продолжает укреплять свои мировые экономические позиции и вес. Например, фонд МСФО совместно с Министерством Китая организовали совместную рабочую группу для изучения путей и необходимых шагов для ускорения перехода к использованию МСФО в Китае.
МСФО применяются сегодня более чем в ста странах мира, в том числе и в России. В России работать по МСФО обязаны банки, страховые организации, компании, размещающие свои ценные бумаги на бирже. Для компаний, выходящих на торги с акциями, новые правила вступили в силу в 2012 году, а для тех, кто размещает облигации, стандарты сталиобязательными с 2015 года. На данный момент по МСФО работает более 65 процентов крупнейших российских компаний.
Таким образом, современному специалисту в области финансов придется иметь дело с обеими системами учета, уметь анализировать и сопоставлять данные, полученные на их основе.
Если все российские компании будут работать по МСФО и получат возможность готовить и сдавать такую отчетность, то:
- зарубежным инвесторам, банкам, компаниям будет легче оценивать российские проекты и получать исчерпывающие сведения о финансах предприятия;
- квалификация российских бухгалтеров значительно вырастет;
- отчетность будет отражать реальную стоимость бизнеса;
- ускорится процесс интеграции России в мировую финансовую систему;
- возможность участия российских компаний в торгах на мировых фондовых биржах.
МСФО дает редкую возможность перестроить:
- бизнес-процессы в соответствии с требованиямитекущей деятельности и бизнес-среды;
- разработать план перехода, который обеспечит:
- внедрение изменений по всей организации;
- стандартизирует процессы, контрольныепроцедуры и правила учета и обеспечит созданиеболее эффективной структуры бизнеса.
По общепринятому мнению специалистов по МСФО – на изучение международных стандартов финансовой отчетности необходимо потратить не один год. Так как подход к бухгалтерскому учету по МСФО значительно отличается от отечественного учета, российским бухгалтерам очень сложно перестроиться на новый формат учета и в этом заключается основная сложность при освоении МСФО.
По инициативе регуляторов рынка ценных бумаг, аудиторских и бухгалтерских ассоциаций, крупных промышленных компанийМСФО разрабатывает негосударственная некоммерческая организация – Совет по МСФО (IASB). Поэтому формально ни одно государство не имеет права влиять на решения, принимаемые Советом.
Финансируют Совет по МСФО на добровольной основе международные бухгалтерские и аудиторские фирмы, крупные компании, банки и правительства многих стран.
Основная цель Совета по МСФО – разработать в общественных интересах единый комплект высококачественных, понятных и практически реализуемых всемирно принятых стандартов финансовой отчетности, основанных на четких принципах.МСФО не привязаны к правовой системе конкретной страны (в отличие от ГААП США).
Структура же отечественных нормативных актов иерархическая и включает в себя:
- законодательные акты;
- федеральные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации, обобщающие практику применения (информационные сообщения Минфина России);
- стандарты экономического субъекта.
В отличие от МСФО, федеральные стандарты РСБУ принимает Минфин, а отраслевые – Банк России. Данный фактговорит о прямом влиянии государства на данную сферу.
Отчетность по МСФО направлена удовлетворять требованиям не только к признанию и оценке, но и к раскрытию информации. Современные ПБУ также содержат значительный объем информации к раскрытию, но намного меньше, чем в МСФО.
Ключевые принципиальные отличия РСБУ от международных стандартов финансовой отчетности (далее – МСФО) заключены в следующих моментах:
- отчетный период;
- план счетов и формы отчетности;
- методы формирования отчета о движении денежных средств;
- валюта отчетности и язык составления отчетности;
- момент, критерии и условия признания выручки;
- критерии признания процентного дохода;
- учет многокомпонентных соглашений;
- правила учета программ лояльности клиента;
- учет возврата покупателю полученного продавцом возмещения;
- учет бартерных операций;
- учет расширенных гарантий;
- дисконтирование выручки;
- платежи, основанные на акциях;
- учет вознаграждения работникам и зарплатных налогов;
- учет нематериальных активов (состав, НМА созданные организацией, полученные/переданные в пользование, оценка, обесценение);
- учет основных средств (первоначальная оценка, переоценка, обесценение, ликвидация, пересмотр срока полезного пользования, отражение увеличения обязательства по выводу активов из эксплуатации на сумму дисконта, правила по включению процентов по заемным средствам в стоимость инвестиционных активов);
- учет аренды (операционной, финансовой, лизинг, аренда земельных участков и зданий);
- учет запасов (оценка, справедливая и историческая стоимость);
- инвестиционная собственность;
- учет финансовых активов (оценка долевых инструментов, не котируемых на бирже, по справедливой стоимости или по стоимости приобретения, прибыль/убыток по курсовым разницам по долговым инструментам);
- учет эффективной ставкипроцента;
- учет займов и дебиторской задолженности;
- выделение различных классификационных групп финансовых вложений, реклассификация одного вида финансовых вложений в другой;
- обесценение и последующие убытки (долговые ценные бумаги, долговые инструменты, обесценение долевых инвестиций, оценка и восстановление убытков);
- учет налоговых и прочих обязательств;
- учет финансовых инструментов (долевых, конвертируемых, производных и хеджирование);
- взаимозачет в отчете о финансовом положении производных и прочих финансовых инструментов;
- консолидация финансовой отчетности;
- долевые инвестиции/инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия (учет потенциальных прав голоса, учет совместной деятельности, учет вкладов в совместно контролируемое предприятие, метод долевого участия).
Данный переченьпредставлен в сокращенном варианте и не отражает всей полноты и глубины отличий РСБУ от МСФО, но он отражает понимание объема и серьезности данных отличий.
Итак, сроки начала внедрения ФСБУ достаточно близки – в 2018 году, но на данный момент времени ФСБУ находятся в процессе разработки и будущим пользователям известно только знание их сущности и цели.
В такой ситуации подготовиться к качественному переходу на ФСБУ любой российской компании может помочь изучение МСФО, так как новые стандарты – ФСБУ будут максимально приближены к МСФО.

Поделиться


Изменения в Законодательстве

Последний выпуск мониторинга изменений в законодательстве от 30.07.2019 08:12:00

Предыдущие выпуски