Тотальный налоговый контроль и инвестиционная привлекательность - в чем связь?
Анализ практики налогового правоприменения в 2016 году показывает, что премию «Человек года в области IT» видимо получит Мишустин М.В. (руководитель ФНС России). Созданная под его руководством система тотального налогового контроля – может претендовать на совершенность.
Арбитражная практика свидетельствует о единодушии фискальной и судебной системы. За последний год налогоплательщикам удалось оспорить лишь 1,5% начисленных проверками налогов, в то время как ещё несколько лет назад - предприниматель спорил с налоговой службой в судах - на равных. ЦБ РФ подключился к фискальной работе в 2014 году и очень быстро превратил 115-ФЗ из закона "о борьбе с терроризмом" в закон "о борьбе с уклонением от уплаты налогов".
Самое удивительное, что все эти фискальные изменения произошли на уровне правоприменения, без кардинальных изменений законодательства. Но в России - так бывает.
Как эта «инновация» повлияет на бизнес? Думаю, примерно так же, как влияет на рынок пасажиро-перевозок появление UBER – уничтожит всех, кто не перестроился. И первые результаты уже видны. Процедура банкротства - все чаще и чаще завершает процедуру выездных налоговых проверок.
Справедливости ради, надо отметить, что количество налоговых проверок сократилось за последние 6 лет в разы. Но это всего лишь плавный переход к внедрению системы камерального налогового контроля, при которой доначисление налогов будет производиться без выездной проверки.
Таким образом, в России закончилась 25-летняя эпоха налоговой экономии. Это, кстати, абсолютно в тренде со всеми развитыми мировыми экономиками. Разница в том, что период между эпохами "первоначального накопления капитала" и "тотального налогового контроля" в Европе и США - занял столетия, а у нас, как всегда, сократился до истории одного поколения предпринимателей.
В общем, тотальная фискализация экономики - уже объективная реальность во всех странах, где предприниматель может себе позволить жить безопасно.
Это нужно учесть в стратегии развития предприятия на ближайшие годы. А историю прошлых достижений компании - проаудировать на предмет рисков, которые могут напомнить о себе в пределах сроков исковой давности и принять защитные меры.
Что делать компаниям, при потере налоговой экономии, которая формировала большую часть прибыли в средней Российской компании? Очевидно, что реформаторы настаивают на "прозрачности и легитимности" экономики. А это даёт неожиданное для отечественных предприятий преимущество - инвестиционную привлекательность.
Во-первых, "прозрачное" предприятие получит кредитные деньги дешевле "непрозрачного" конкурента.
Во-вторых, самые дешевые деньги не в банках, а на фондовом рынке и в инвестфондах. А там привлекать инвестиции - может только прозрачное предприятие с качественным менеджментом.
И в-третьих, кто запрещает Российским предприятиям привлекать финансирование с мировых финансовых рынков, банков и фондов? Да, это непривычно и кажется - невозможно. Но это уже работает на практике.
И, возвращаясь к налогам, - система налогообложения в России - достаточно лояльна к операциям с ценными бумагами и инструментами финансового рынка.
В общем, сложилась ситуация, при которой надо искать не "новую схему налоговой оптимизации" взамен старой. Надо строить новую модель бизнеса в которой налоговая экономия будет заменена дешевым и доступным финансированием. Это требует некоего переосмысления и привыкания, но в долгосрочной перспективе - эта стратегия правильнее и выгоднее существующих.
Ну, а предприниматели, проигнорировавшие изменения - рискуют уйти с рынка болезненно и даже несправедливо.
А.Д.Овакимян
Старший партнер ГК "Авуар", член комитета по инвестиционной политике ТПП РФ, вице-президент Аудиторской палаты России, руководитель совета Уральского филиала Аудиторской палаты РФ, член правления Южно-Уральской торгово-промышленной палаты, кандидат экономических наук.
Посмотреть на Facebook