Блог

Новые поправки - НДС 20%

03 августа 2018 года опубликован Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которым с 01 января 2019 года ставка Налога на добавленную стоимость повысится с 18% до 20%.

По прогнозам Правительства Российской Федерации повышение размера ставки налога на добавленную стоимость на 2 процента приведет к дополнительным доходам федерального бюджета в размере 620 млрд. рублей в год, начиная с 2019 года.(Пояснительная записка "К проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").

Налог на добавленную стоимость (НДС) —это косвенный налог, по своему содержанию является формой изъятия в государственный бюджет части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Большую долю налоговых споров, составляют споры, связанные с начислением и уплатой НДС, а также споры о возмещении НДС из бюджета.
Об актуальности такой категории споров свидетельствует и принятие Пленумом Высшего Арбитражного суда РФ от 30 мая 2014 г. отдельного Постановления N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у Арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». По смыслу взаимосвязанных положений пункта 1 статьи 38, пункта 1 статьи 54 и подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объект налогообложения формирует совокупность совершенных в течение налогового периода финансово-хозяйственных операций по реализации товаров (работ, услуг).

В связи с этим невыполнение налогоплательщиком при осуществлении хозяйственной деятельности тех или иных предписаний, установленных как публично-правовыми, так и гражданско-правовыми нормами (например, неполучение в необходимых случаях лицензии, иных разрешений или согласований; неосуществление регистрации договора и т.п.) влечет неблагоприятные для него налоговые последствия (например, невозможность использовать освобождение от налогообложения конкретных операций, применять налоговые вычеты, заявлять налог к возмещению из бюджета и др.) лишь в том случае, если это прямо предусмотрено положениями части второй Кодекса.
В частности, пункт 6 статьи 149 НК РФ, содержащей перечень освобождаемых от налогообложения операций, прямо оговаривает, что в случае, если на осуществление соответствующей деятельности необходима лицензия, такое освобождение действует только при наличии у налогоплательщика лицензии.

Такой подход соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, который в определении от 05.03.2009 N 468-О-О указал на то, что налогоплательщик, не обеспечивший документальное подтверждение достоверности сведений и обоснованности требований, изложенных в документах, на основании которых он претендует на получение налоговых вычетов, несет риск неблагоприятных последствий своего бездействия в виде невозможности принятия к вычету соответствующих сумм налога.
Кроме того, одним из наиболее часто встречающихся оснований для доначисления НДС (отказа в возмещении НДС) в налоговых спорах, также является «установление совокупности фактов, свидетельствующих о недостоверности содержащихся в представленных налогоплательщиком документов».

В качестве примера такого доначисления НДС и отказа в возмещении НДС, можно указать на выводы суда при рассмотрении кассационной жалобы налогоплательщика по делу NА71-8372/2017 по заявлению общества о признании недействительным решения налогового органа, согласно которому обществу доначислен налог на добавленную стоимость за 2-й квартал 2016 года и начислены соответствующие пени и штраф, суд согласился с выводом налогового органа о получении обществом необоснованной налоговой выгоды в результате применения налоговых вычетов по НДС на основании счетов-фактур, оформленных от лица контрагента общества (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.07.2018 г. № Ф09-3293/18).

Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 169, 171 - 172 Налогового кодекса Российской) и учитывали разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление Пленума N 53), а также определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О.

Суды установили, что представленные сторонами доказательства в совокупности и взаимосвязи свидетельствуют об отсутствии реальности хозяйственных операций между заявителем и контрагентами; документы по взаимоотношениям с названными контрагентами содержат недостоверную, неполную, противоречивую информацию; оформление пакета документов носило недобросовестный характер, было направлено на получение необоснованной налоговой выгоды, без осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности.
Таким образом, возможность применения налоговых вычетов по НДС обуславливается наличием реального осуществления хозяйственных операций, а также соблюдением установленных законодателем требований статей 169, 171, 172 Налогового кодекса в части достоверности сведений, содержащихся в первичных документах. (Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2018 N 301-КГ18-7539).
Статья 54.1 Налогового кодекса РФ, введенная Федеральным законом от 18.07.2017 N 163-ФЗ, фактически законодательно закрепила устоявшуюся судебную практику по налоговым спорам.

При уменьшении налоговых рисков и оптимизации налогообложения, кроме судебной практики важно понимать принцип работы налогового органа и его электронных систем, позволяющих принимать решение о проведении проверки и проводить проверку налогоплательщиков.
Более 5 лет налоговые органы применяют риск-ориентированный подход в работе по контролю за возмещением и уплатой НДС, что позволило значительно снизить количество налоговых проверок и повысить их результативность.

Начиная с I квартала 2015 года налогоплательщики представляют декларации по НДС по новой форме (приказ Минфина России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@). Теперь компания сообщает налоговикам сведения из книги покупок и книги продаж и информацию о выставленных счетах-фактурах (разделы 8–12 декларации).

Определенный набор критериев, заложенных в программу АСК «НДС-1», позволил распределить налогоплательщиков, заявляющих налог к возмещению, по трем зонам риска: низкой, средней и высокой.
Именно в отношении налогоплательщиков, входящих в высокую зону риска и заявляющих НДС к возмещению, проводится максимальный комплекс мероприятий налогового контроля.

Следующий этап применения риск-ориентированного подхода — внедрение АСК «НДС-2», которая позволяет контролировать не только за возмещение НДС, но и налоговые вычеты.

Находящаяся в распоряжении налоговых органов специальная автоматизированная система контроля АСК «НДС-2» сохраняет и накапливает всю информацию по операциям налогоплательщиков, позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов.
Система может выявить несколько видов расхождений.

Расхождения вида «НДС». Эти расхождения программы выявляют, когда налог указан в декларациях, но в них имеются ошибки. Перечень таких ошибок известен многим бухгалтерам. Это расхождения по коду операций, по неверному номеру или дате счета-фактуры, а также расхождения в сумме НДС у продавца к уплате и у покупателя к вычету.

Расхождения вида «налоговый разрыв». При сравнении данных из книг покупок и продаж выясняется, что контрагент, чей счет-фактура заявлен в декларации, просто отсутствует в ЕГРЮЛ. Или не сдает налоговую отчетность, или сдает ее с нулевыми показателями. При таком виде разрыва у налогоплательщика образуется счет-фактура, сумма налога по которому не отражена в декларации контрагента. Если компания является поставщиком и НДС заявлен к уплате, то, скорее всего, подозрений это не вызовет, поскольку НДС уплачен в бюджет. А вот если компания является покупателем и заявила этот НДС к вычету, то инспекция, скорее всего, тут же сформирует требование о представлении документов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики сталкиваются с налоговым разрывом, когда АСК «НДС 2» не может сопоставить счета-фактуры по выданным авансам и при зачете этих авансов. Связано это с тем, что компания, заплатившая контрагенту аванс, сама составляет счет-фактуру. Даже при наличии правильного кода операции АСК «НДС-2» часто формирует требование, где указывает на отсутствие счета-фактуры «близнеца». В данном случае достаточно представить письменные пояснения и приложить к ним документы.

АСК НДС-2 помогает налоговикам выявить в торговой цепочке недобросовестное звено — однодневку. Этап, на котором налог не дошел до бюджета. Это необходимо для поиска конечного выгодоприобретателя, получающего необоснованную выгоду от налоговых разрывов. За поиск выгодоприобретателей отвечает система управления рисками «СУР АСК НДС-2». Ее основные задачи описаны в письме ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР». Налогоплательщики могут попадать в группы низкого, среднего и высокого рисков. Компании с низким налоговым риском имеют материальные и трудовые ресурсы, ведут реальную деятельность, уплачивают налоги. У них проходят выездные проверки.

К высокорисковым относят организации с устойчивыми признаками однодневок. Они не имеют активов и персонала, платят мало налогов при высоких оборотах, используют третьих лиц для осуществления платежей. Инспекторы отмечают группу риска компании в программе с помощью цветовых индикаторов. Результаты «СУР АСК НДС-2» налоговики используют при решении вопроса о возмещении НДС и планировании выездных проверок.

Для эффективного использования АСК «НДС-2» инспекторы получили расширенные полномочия при камеральных проверках. Они могут потребовать от компании представить:
• документы из-за расхождения в операциях (п. 8.1 ст. 88, ст. 93 НК РФ, приложение № 15 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@);
• пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ, приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@).
Если организация получила требование, необходимо в течение шести рабочих дней отправить по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме электронного документа. В противном случае инспекция может заблокировать счета в банках (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Неисполнение требования о представлении документов может повлечь наложение штрафа (ст. 126 НК РФ) и отказ в вычетах по формальным основаниям.

Установленная законом презумпция добросовестности налогоплательщика не освобождает его от обязанности представлять доказательства реального осуществления хозяйственных операций, а также отсутствия основания усомниться в том, что контрагент является реально действующей организацией, а не «номинальным».
Поэтому еще в стадии преддоговорных споров получить информацию о контрагенте и сохранять данную информацию. В России уже есть несколько открытых источников информации, таких как "Бюро кредитных историй", ЕГРЮЛ, банк данных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов.

На сайте ФНС России электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента» позволяет получить сведения о государственной регистрации ЮЛ, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств, позволяет осуществлять поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц. Содержит информацию об адресах массовой регистрации; сведения о лицах, в отношении которых факт невозможности участия в организации установлен в судебном порядке.
01 августа 2018 года ФНС России сообщила о размещении на сайте ведомства сведений, которые раньше относились к налоговой тайне. К ним относятся данные о среднесписочной численности работников юридических лиц, специальных налоговых режимах, применяемых компаниями, а также об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря прошлого года.
Размещение таких сведений стало возможным благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом от 1 мая 2016 года № 134-ФЗ в статью 102 Налогового кодекса РФ. Данные публикуются в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными приказом ФНС России от 29 декабря 2016 г. № ММВ-7-14/729@ (ред. от 30.05.2018).
Размещение указанной информации, по мнению налоговиков, поможет налогоплательщикам выбирать надёжных партнёров для успешной деятельности.

В 2018 году налоговой службой была внедрена система АИС «НДС-3», которая несет новую угрозу для налогоплательщиков, стремящихся оптимизировать налогообложение «рискованными» методами.
АСК «НДС-3» благодаря алгоритму интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть, в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках.
Таким образом, налоговая служба все больше делает упор на свои системы автоматизированного учета, которые позволяют уменьшать количество проверок и увеличивать их результативность.
Выводы:
1. Нелегитимных способов безопасного уменьшения НДС (с применением "технических компаний") - не осталось.
2. При заключении договора на покупку товаров (работ, услуг) необходимо ДОКУМЕНТАЛЬНО подтвердить причину выбора именно этого контрагента, а именно:
- лучшие условия в предложении (цена, срок, качество, репутация и пр.);
- проверка контрагента по всем доступным налогоплательщику информационным ресурсам;
- хронологию заключения договора (объявление о покупке, сбор предложений, отбор победителя, место и время заключения договора);
- проверка полномочий лица, подписывающего договор (и все последующие документы от имени компании-контрагента).
3. Особенное внимание следует уделить подтверждению факта выполнения работ (оказания услуг или поставки товара), а именно:
- какие лица (ФИО) выполняли работы или услуги;
- кто и каким транспортом поставлял товар. Согласовано ли это условие в договоре с контрагентом;
- документы и лица (ФИО), принимавшие и приходовавшие товар (работу, услугу) от имени Заказчика;
- документальное подтверждение дальнейшего перемещения товара от момента его получения до реализации или иного использования в приносящей доход деятельности;
- документальное подтверждение перемещения товаров или работников контрагента на территории Заказчика при наличии режима охраны объектов;
- фото и видеоматериалы, подтверждающие контакты с контрагентами, осуществление и завершение ими работ.

Что же касается налогового планирования, то изменение или перемещение налоговой нагрузки возможно только за счет оптимизации документооборота и бизнес-процессов. Но это уже рассматривается индивидуально для каждой организации.

Поделиться


Наши партнеры

  • РМК
  • 1 канал
  • ЭКСПОКАР
  • Красное & Белое
  • Аптека 36,6
  • ГК Гранель
  • ВК
  • СИБУР Холдинг
  • Холодильник РУ
  • СК «Голос. Девелопмент»
  • ГК Мечел
  • НОВАТЭК
  • АО «Гринатом Простые Решения»
  • Областной аптечный склад
  • АСТОН
  • Юничел
  • Аккерманн Цемент
  • АО Конар
  • НТС
  • Газпром
  • Красцветмет
  • НК ЛУКОЙЛ
  • ООО ЧФЗ
  • СК «Магистр»
  • Сильвер-Авто ГРУПП
  • Авгур Эстейт
  • Южуралзолото
  • СоюзМеталлСервис
  • ИЮЛЬ АВТО
  • ГК «А 101»
  • КЕРГ

Изменения в Законодательстве

Последний выпуск мониторинга изменений в законодательстве от

Предыдущие выпуски