Блог

Уничтожат ли онлайн-сервисы бухгалтеров и аудиторов, как «Яндекс» – таксистов?

Alekseyovakimyan.jpg

Много столетий назад предприниматели-купцы сформулировали спрос на профессию счетовода-бухгалтера. Со временем профсообщество бухгалтеров сделало систему учета настолько сложной, что появились экономисты, которые переводили эти цифры на понятный язык – управленческий учет. Чтобы во всем этом разобраться и всё проверить – появились аудиторы. Ну, и в конце концов – ИТ-специалисты создали систему автоматизации учета, благодаря которой обеспечили себя высокооплачиваемой работой на долгие годы. Теперь в штате организации есть бухгалтер, экономист, ИТ-поддержка, которых периодически проверяет аудитор. Над всем этим стоит законодатель, который периодически меняет вводные, чем проверяет «мобилизационную готовность» предпринимателя силами многочисленных контролирующих органов. Ну, и высшая инстанция − судебная практика, которая может меняться даже без изменений в законодательстве, несмотря на то, что прецедентное право по-прежнему осталось в Великобритании.

В общем, рабочие места создаются, все заняты делом, только предпринимателю от этого не легче.

По сути, что есть учет в бизнесе? Это сбор и систематизация данных о совершенных сделках. В XXI веке сделки совершаются уже в электронной форме. Во всяком случае цифровую подпись уже всем выдали, просто многих еще не научили пользоваться. Воронка продаж строится в CRM, документы попадают в учетную систему бухгалтерии, распознаются и обрабатываются алгоритмами. Конечно, для настройки алгоритмов учета, налогового планирования, оптимизации издержек и оценки рисков нужен человек. Это высококвалифицированный специалист (группа специалистов) со знанием бухгалтерии, экономики, права и ИТ. Но он нужен в качестве наладчика системы + сервиса техподдержки.

Кстати, аудит в этой системе – это тоже программный продукт, который управляется квалифицированным наладчиком, но работает автономно.

Самое главное, что учет и аудит в современном бизнесе – это не «коробочные решения» образца 90-х, которые нужно было покупать, месяцами интегрировать за 2 000 руб./час, а потом постоянно поддерживать за те же деньги.

Сейчас это облачные онлайн-сервисы, работающие по подписке. Заказчик оплачивает пользование. Обновление, поддержка и доработка – это затраты и обязанности исполнителя. 

Это по принципу «пользоваться, а не владеть». Зачем покупать или создавать собственный уникальный продукт, который к моменту внедрения уже устареет морально, когда его можно арендовать на нужное время, а если он не будет устраивать – арендовать другой? 

Всемирный эксперимент с удаленкой хорошо прижился в компаниях по всему миру. Многие остались на удаленке и после карантина. На плаву только те компании, которые могут продавать свой продукт онлайн, обмениваться документами удаленно и вести учет «из дома». И это не временное явление.

В 2020 году «Авуар» стал резидентом Сколково с онлайн-сервисом управления финансами Genplace. Это одно окно, включающее в себя документооборот, банк, учет и финансовый анализ. Кстати, мы первая аудиторская группа из топ-100 в России − резидент Сколково с собственным ИТ-продуктом, претендующим на изменение сложившихся традиций бухгалтерского учета в стране.

Но мы не пилим сук, на котором сидим. Онлайн-сервисы не уничтожат бухгалтеров и аудиторов, также как Apple не уничтожил связистов, Amazon – продавцов, а «Яндекс» – таксистов. Но они кардинально изменят профессиональные требования к носителям этих профессий. Задача современного консультанта и аудитора – диагностика и наладка алгоритмов бизнес-процессов для их последующей работы в автономном режиме до изменения внешних настроек (например, законодательства). Либо предоставление заказчику удаленного сервиса для решения вопросов учета и контроля, который будет самостоятельно обновляться с опорой на изменения законодательства, технологий и практики.  

В итоге в выигрыше останутся и профессионалы, и потребители услуг.

Наша компания с 2002 года пережила много разных периодов. Но в кризисе 2020 года мы видим больше возможностей, чем проблем. Это технологический кризис. Он меняет качественный состав участников всех рынков и технологические параметры продуктов на этих рынках. Это болезненный процесс, но он, во-первых, необратим; во-вторых, несет новое качество жизни потребителю услуг. Ну и, конечно, открывает новые горизонты для первопроходцев. 



Поделиться


Изменения в Законодательстве

Последний выпуск мониторинга изменений в законодательстве от 30.07.2019 08:12:00

Предыдущие выпуски