Блог

Применение заявительного порядка возмещения НДС

Действующая система налогов и сборов включает в себя как прямые, так и косвенные налоги.
Налог на добавленную стоимость (далее НДС) является косвенным налогом.
Косвенные налоги – это налоги, включаемые в отпускную цену товаров, работ, услуг. Косвенными они называются потому, что попадают в бюджет не прямо, а косвенно: фактически уплата этого налога осуществляется товаропроизводителями – официальный налогоплательщик, а реальным плательщиком налога является потребитель продукции (население). Потребитель приобретает товар по цене, в которую уже включена сумма косвенных налогов.
Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, устанавливаемые центральными и местными органами власти в виде надбавок к цене товаров или тарифу на услуги и не зависящие от доходов налогоплательщиков, это налоги, включаемые в отпускную цену товаров, работ, услуг. Косвенными они называются потому, что попадают в бюджет не прямо, а косвенно: производители и продавцы выступают в роли сборщиков косвенных налогов, уполномоченных на то государством, а покупатель становится плательщиком косвенного налога (в отличии от прямых налогов, которые взимаются на основе дохода или величины капитала отдельного лица или компании). Наиболее распространены косвенные налоги в виде НДС, акцизов, пошлин, таможенных сборов.
Налоговую базу налогоплательщики определяют самостоятельно и указывают эти данные в налоговой декларации, предоставляемой в налоговые органы. При формировании суммы налога, подлежащего к уплате, налогоплательщик определяет налоговую базу (согласно ст. 153 НК РФ, ст. 154 НК РФ, с учетом ст. 167 НК РФ) и сумму вычетов по НДС, на которую уменьшается налоговая база для определения суммы налога, подлежащего уплате в бюджет (возмещению из бюджета).
Заявленные суммы НДС с реализации и вычетов по НДС налогоплательщик отражает в налоговой декларации (п. 5 ст. 174 НК РФ)
Исходя из финансово-хозяйственной деятельности предприятия, по итогам налогового периода – квартала (ст. 163 НК РФ) возможны две ситуации:
    сумма НДС, исчисленная с реализации, превышает сумму налоговых вычетов. В этом случае налогоплательщик обязан уплатить сумму НДС в бюджет.
    сумма НДС, исчисленная с реализации, меньше суммы налоговых вычетов. В этом случае у предприятия есть право, как заявить превышения вычетов над исчисленной суммой к возмещению из бюджета, так и «перенести» часть вычетов на более поздние периоды, в пределах трех лет с момента возникновения права на такие вычеты (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).  
Предприятие самостоятельно может принять решение, как поступить:
    «перенести» сумму вычетов на иной налоговый период;
    заявить о возмещении (в обычном варианте);
    заявить о возмещении НДС в заявительном порядке.
Если сумма превышения вычетов над суммой исчисленного налога небольшая (или с целью избежать камеральной проверки), то чаще налогоплательщик принимает решение о переносе вычетов на иной период.
Право налогоплательщика на возмещение сумму НДС прямо предусмотрено в ст. 176 НК РФ:
«В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса».
Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ, «при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом».
И не имеет значения, каков порядок возмещения – общий или в заявительном порядке. Организация обязана предоставить определенный пакет документов, подтверждающих обоснованность, как начисления налоговой базы, так и указанных налоговых вычетов. Единого обязательного перечня законодательно не установлено, налоговые органы указывают перечень в требовании, направляемом налогоплательщику. Требование на предоставление документов направляются по ТКС и налогоплательщик должен сначала подтвердить факт получения этого требования, а потом в установленные сроки предоставить необходимый пакет документов.
Согласно п. 2 ст. 88  НК РФ, срок проведения камеральной проверки составляет три месяца. В рамках такой проверки могут проходить и встречные проверки контрагентов и иные мероприятия налогового контроля.
Но если сумма возмещения имеет для налогоплательщика существенное значение, то организация, согласно ст. 176.1 НК РФ, имеет право воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.
Заявительный порядок возмещения подразумевает, что налогоплательщик имеет право на возмещение суммы заявленного налога непосредственно после предоставления декларации, до момента окончания проверки при предоставлении гарантии третьего лица (банка) о том, что если проверка не подтвердит заявленные суммы, то налогоплательщик не сможет самостоятельно вернуть государству не только сумму полученного НДС, но и компенсацию бюджету, то банк выполнить эту обязанность за налогоплательщика (и потом взаимоотношения будут касаться только уже налогоплательщика и банка).
Заявительный порядок возмещения НДС чаще всего заявляют организации, которые в отчетном периоде произведи уплату существенных денежных средств в таможенные органы и сумма такой уплаты значительно превышает сумму НДС, исчисленную с реализации.
Согласно пп. 2 п. 176.1 НК РФ «право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение налога, действующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей».
Таким образом, налогоплательщик до момента предоставления декларации с указанием сумм возмещения должен обратиться в банк, и получить банковскую гарантию на сумму заявленного возмещения.
В течение пяти дней с даты получения соответствующего заявления налоговые органы принимают решение о возмещении НДС в заявительном порядке (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).
Для реализации права на заявительный порядок возмещения налогоплательщик должен в установленные сроки (пять дней с даты предоставления декларации) предоставить такую гарантию, а также заявление о том, что налогоплательщик принимает на себя обязательство вернуть в бюджет излишне полученные им (зачтенные ему) в заявительном порядке суммы (включая проценты, предусмотренные п. 10 ст. 176.1 НК РФ (в случае их уплаты), а также уплатить начисленные на указанные суммы проценты в порядке, установленном п. 17 ст. 176.1 НК РФ настоящей статьи, в случае, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично в случаях, предусмотренных настоящей статьей.
Далее налоговая инспекция проводит камеральную проверку предоставленных документов и принимает решение:
    возместить заявленную сумму по декларации;
    отказать в возмещении заявленной суммы;
    частично отказать, частично возместить сумму по декларации.
При отказе в возмещении (полном или частичном) налогоплательщик обязан вернуть сумму ранее полученных средств в сумме отказа. Также согласно п. 10 ст. 176.1 НК РФ, на подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня фактического получения налогоплательщиком средств – в случае возврата суммы налога в заявительном порядке».
При заявительном порядке возмещения НДС налогоплательщику стоит обратить дополнительное внимание на предоставление уточненных деклараций. Если при возмещении в обычном порядке предоставление уточненной декларации просто прекращается камеральная проверка первоначально декларации и начинается проверка уточненной декларации (п. 9.1 ст. 88 НК РФ), то при заявительном порядке последствия более существенные.
В соответствии с п. 24 ст. 176.1 Кодекса, если уточненная налоговая декларация подана налогоплательщиком после принятия налоговым органом решения о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, но до завершения камеральной налоговой проверки, указанное решение по ранее поданной налоговой декларации отменяется не позднее дня, следующего за днем подачи уточненной налоговой декларации.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отмене решения о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятии данного решения.
Суммы, полученные налогоплательщиком (зачтенные налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им с учетом процентов, предусмотренных п. 17 ст. 176.1 Кодекса, в порядке, предусмотренном п. п. 17-23 ст. 176.1 Кодекса.
Согласно п. 17 ст. 176.1 Кодекса одновременно с сообщением о принятии решения об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные п. 10 данной статьи (в случае их уплаты) в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке) (далее в настоящей статье – требование о возврате). На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются, начиная со дня:
1)    фактического получения налогоплательщиком средств – в случае возврата суммы налога в заявительном порядке;
2)    принятия решения о зачете суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке – в случае зачета суммы налога в заявительном порядке.
Следовательно,  уточненная декларация подана после принятия налоговым органом решения о возмещении НДС в заявительном порядке, но до завершения камеральной проверки, то указанное решение по ранее поданной декларации отменяется. Суммы, которые получены налогоплательщиком (зачтены налогоплательщику) в заявительном порядке, должны быть возвращены им в бюджет с учетом процентов, предусмотренных п. 17 ст. 176.1 НК РФ, в порядке, установленном п. п. 17 - 23 ст. 176.1 НК РФ.
Из судебной практики: В Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 13366/12 по делу N А52-3856/2011 суд установил, что налоговый орган отменил решение о возмещении НДС в заявительном порядке в связи с подачей налогоплательщиком уточненной декларации. Инспекция направила налогоплательщику требование о возврате всей суммы возмещенного ранее НДС (за минусом добровольно уплаченной части суммы). Впоследствии вся эта сумма была зачтена в счет НДС, подлежащего возмещению в следующем налоговом периоде.
Суд указал, что п. 24 ст. 176.1 НК РФ не предусматривает возможности частичной отмены решения о возмещении суммы налога в заявительном порядке при подаче уточненной декларации. Такое решение отменяется полностью, что согласуется с п. 9.1 ст. 88 НК РФ, в соответствии с которым подача уточненной декларации влечет прекращение проверки ранее представленной декларации и начало новой камеральной проверки уточненной декларации. Суд отмечает, что частичная отмена решения о возмещении НДС в заявительном порядке возможна только по результатам камеральной проверки декларации (п. п. 11 - 15 ст. 176.1 НК РФ).
В силу п. п. 24, 17 ст. 176.1 НК РФ возмещенные в заявительном порядке суммы должны быть возвращены налогоплательщиком в бюджет с учетом процентов. На основании этого суд пришел к выводу о том, что действия инспекции по проведению зачета ранее возмещенной суммы НДС соответствуют положениям ст. 176.1 НК РФ.
Аналогичное решение приведено в Постановлении Президиума ВАС РФ от 19.02.2013 N 13311/12 по делу N А52-3697/2011.
Таким образом, налогоплательщику стоит очень внимательно подходить к процедуре возмещения сумм НДС в заявительном порядке, хотя такая процедура и происходит в рамках Налогового Кодекса.

Поделиться


Наши партнеры

  • 1 канал
  • НТС
  • ГК Мечел
  • Мехамания
  • Южуралзолото
  • СК Легион
  • Уралмясторг
  • ГК Лукойл
  • ГК Кейтеринбург
  • АО БТРЗ
  • Мета
  • ГК Уральские кондитеры
  • ЮУ КЖСИ
  • СК «Магистр»
  • ОАО «НПО электромеханики»
  • ОАО «Фортум»
  • Евразийская Строительная Компания
  • МУП ЧКТС
  • Вертолетная сервисная компания
  • СК Артель-С
  • Аптека 36,6
  • СМС Груп
  • МУП ПОВВ
  • Правительство Пермского края
  • ОАО «Миасский Машиностроительный Завод»
  • АО «ПО«Уральский оптико-механический завод» имени Э.С. Яламова»
  • АО Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» имени Ф.Э.Дзержинского
  • Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
  • ГК «А 101»
  • Администрация Тазовского района
  • Администрация Ямальского района
  • Областной аптечный склад
  • НОВАТЭК
  • НК ЛУКОЙЛ
  • Красное & Белое
  • Росгеология

Изменения в Законодательстве

Последний выпуск мониторинга изменений в законодательстве от

Предыдущие выпуски