• Кеймбридж
  • Москва
  • Екатеринбург
  • Челябинск
+7(351) 216-11-89


        

Блог


Место нахождения юридического лица и последствия его недостоверности, смена адреса юридического лица.

Любая компания, осуществляющая предпринимательскую деятельность, проходит
процедуру регистрации (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Место нахождения юридического лица
определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту
нахождения его постоянно действующего органа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ).


Компании часто используют два различных определения места ведения
деятельности-юридический и фактический адрес, в то время как действующим
законодательством предусмотрено только одно -место нахождения юридического лица.


Под понятием «юридический адрес» принято понимать адрес, который указан во
всех учредительных документах компании, этот адрес отражается в выписке из ЕГРЮЛ.


«Фактический адрес» - адрес реального нахождения юридического лица, по
которому компания непосредственно осуществляет деятельность, а также хранит
необходимую документацию. Фактический адрес не указывается в учредительных
документах организации.


Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ и п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-
ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей» (далее- Закона №129 ФЗ «О госрегистрации») место нахождения
юридического лица означает место нахождения его постоянно действующего
исполнительного органа, а при его отсутствии - место нахождения другого органа или
лица, которые уполномочены выступать от имени юридического лица в силу закона,
другого правового акта или учредительного документа.


Индивидуальный предприниматель регистрируется строго по месту жительства, то
есть по адресу квартиры, жилого дома или комнаты, где он зарегистрирован в
установленном законодательством РФ порядке (пп. «д» п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 8 Закона №129
ФЗ «О госрегистрации) по адресу арендованного офиса он зарегистрирован быть не
может.


Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит
из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона № 129-ФЗ «О госрегистрации»
и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской
Федерации.


Согласно ст. 2 Закона № 129-ФЗ «О госрегистрации» государственная
регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации
федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными
органами (далее - регистрирующий орган, регистратор).


В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред.
от 23.09.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве
индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, является
налоговая служба.

2 С 01.01.2016 регистратор получил право проверять достоверность сведений,
включенных или включаемых в ЕГРЮЛ, с учетом возражений, которые смогут
представлять любые заинтересованные лица, а также пояснений и документов,
представленных самой компанией (Федеральный закон от 30 марта 2015 г. № 67-ФЗ,
Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@, Письма ФНС России от 3
августа 2016 г. № № ГД-4-14/14126@ и ГД-4-14/14127@. В них даны пояснения о том, как
инспектор должен выполнять Приказ ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-
14/72@)).


Регистратор вправе не только запрашивать объяснения и документы, но и
проводить осмотр помещений, используемых под адрес. В случае выявления
недостоверности сведений в регистрации может быть отказано. При поступлении
возражений от заинтересованного лица относительно сведений о компании в ЕГРЮЛ
либо по результатам собственной проверки регистратора последний вносит запись о
недостоверности таких сведений и запрашивает мнение самой компании, у которой есть
30 дней, чтобы дать ответ. Если мотивированного ответа в опровержение нет, запись о
недостоверности сведений о компании остается в ЕГРЮЛ.


Последствия недостоверного указания места нахождения.
Перечень обстоятельств, свидетельствующих о том, что адрес является
недостоверным, приведен в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О
некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью
адреса юридического лица» (далее Постановления №61 от 30.07.2013 г.):

1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной
регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных
юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о
том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по
данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой
«организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);

2) адрес не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости
разрушен;

3) адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту
незавершенного строительства;

4) адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким
юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти,
воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника объекта недвижимости (иного управомоченного
лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного
объекта.

В п. 2 Постановления № 61 и в пп. «р» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ «О
госрегистрации» нет указания на конкретный вид регистрации, в которой может быть
отказано, поэтому речь идет не только о регистрации при создании, но и о регистрации
смены адреса, а также регистрации общества, создаваемого путем реорганизации.

3 Последствия использования компанией недостоверного адреса могут быть для нее
самыми неблагоприятными, такими как:
 компания может не получить своевременно судебные извещения, документы
от контрагентов и проверяющих органов, что лишит ее возможности оперативно
отреагировать на возникшие претензии, также не получив извещение из суда, компанией
может быть пропущен судебный процесс и с предприятия могут быть взысканы денежные
средства, возможность обжалования решения суда будет упущена из-за пропуска срока;

 из-за использования недостоверного адреса банк, в котором компании

открыт счет, может посчитать ее фирмой-однодневкой, ввести заградительные тарифы,
закрыть расчетные счета (Письмо НФС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088 «Об
обеспечении единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении
недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица», Письмо
Банка России от 28.06.2012 № 90-Т);

налоговая инспекция может обратиться с иском о принудительной
ликвидации компании (п. 3 ст. 61 ГК РФ).

 организация может быть не допущена к участию в аукционе;

вновь создаваемому обществу путем реорганизации может быть отказано в
государственной регистрации;

 применение штрафных санкций за ведение деятельности без постановки на
учет в налоговом органе, налоговый орган может расценить ведение деятельности по
незарегистрированному адресу как наличие обособленного подразделения и применить
штрафные санкции, предусмотренные п. 1,2 ст. 126 НК РФ (от 200 руб. до 10 000 руб.) ,
п. 1 ст.122 НК РФ (в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора,
страховых взносов);

санкции для директора за представление в регистрирующий орган
недостоверных сведений о юридическом лице. Если такое нарушение совершено повторно
либо сведения об адресе организации, поданные при его государственной регистрации,
были заведомо ложными, то налоговый орган может дисквалифицировать руководителя
(ст. 3.11 КоАП РФ).

 штраф за применение ККТ с нарушением порядка, условий и сроков ее
перерегистрации. Организацию можно привлечь к административной ответственности по
ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (статья предусматривает наложение административного штрафа на
руководителя компании или предпринимателя - в размере от 3000 до 4000 руб.,
организацию - в сумме от 30 000 до 40 000 руб.)

Процедура смены адреса.
Процедура смены адреса в 2018 году при смене населенного пункта происходит в
соответствии с законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ, который существенно изменил
положения статьи 17 закона № 129-ФЗ «О госрегситрации».
На первом этапе в течение трех рабочих дней после принятия решения о смене
юридического адреса организации необходимо сообщить об этом факте в налоговую
инспекцию. Для этого в регистрирующую ИФНС по прежнему адресу надо подать:
 заверенную нотариусом форму Р14001;

 протокол или решение единственного участника о смене адреса.
На основании этих документов налоговая инспекция в течении 5 рабочих дней
вносит в ЕГРЮЛ запись о принятии обществом решения об изменении места нахождения.


Не ранее, чем через 20 календарных дней после внесения записи в госреестр директор
снова обращается в регистрирующую ИФНС, но уже по новому адресу.
На втором этапе подаются практически те же документы, что при смене адреса с
изменением устава:

 нотариально заверенная форма Р13001;

 подтверждение уплаты госпошлины (на реквизиты регистрирующей ИФНС
по новому адресу);

 документы, подтверждающие новый адрес;

 протокол собрания или решение единственного участника о смене адреса и
внесении изменений в устав;

 устав с внесенными изменениями или приложение к нему (2 экз.).
Если в процессе смены адреса не было выявлено сведений о его недостоверности,
то через пять рабочих дней ИФНС выдает лист записи ЕГРЮЛ с новым адресом.
Если новым юридическим адресом общества будет домашний адрес директора или
участника с долей более 50%, то такой двухэтапный порядок смены места нахождения не
применяется.

Срочная смена адреса.
Если юридическому лицу необходимо срочно изменить место нахождения, то
можно оформить новый адрес по прописке руководителя или участника, имеющего в
обществе долю не менее 50%. В этом случае смена адреса происходит в один этап и в
течение 5 рабочих дней после подачи в регистрирующую ИФНС по новому адресу
следующих документов:

 форма Р13001, заверенная нотариусом;

 документ об уплате госпошлины (на реквизиты налоговой инспекции по
новому адресу);

 протокол или решение единственного участника о внесении изменений в
устав сведений о месте нахождения;

 устав с изменениями или приложение к нему (2 экз.).

Документы для подтверждения нового адреса не требуются, но прописка
руководителя или участника в паспорте должна совпадать с данными в заявлении.
После регистрации нового места нахождения (юридического адреса) необходимо
иметь в виду следующее: если в процессе смены адреса происходит смена ИФНС или
территориальных подразделений ПФР и ФСС, то самостоятельно сниматься с учета и
становиться на него в другом районе или населенном пункте нет необходимости. Снятие и
постановку на учет ИФНС и фонды производят без участия компании через систему
межведомственного взаимодействия. (Постановление Правительства РФ от 22.12.2011
№ 1092 обязывает налоговые инспекции в течение 5 рабочих дней передать необходимые
сведения в ПФР, ФСС и Росстат).

Пенсионный фонд должен снять общество с учета в течение 5 дней со дня
получения сведений от налоговой об изменении юридического адреса. Далее дело
компании пересылается в новое территориальное подразделение ПФР, а организации
присваивается новый регистрационный номер страхователя.

Смена ФСС при смене юридического адреса осуществляется аналогично смене
ПФР, но регистрационный номер общества не меняется.

Также в Росстат сообщать о смене адреса нет необходимости, но при переезде
могут измениться коды статистики. В связи с чем можно лично обратиться в Росстат по
новому адресу для получения документа о присвоении кодов с печатью, но практически
везде принимают уведомление, распечатанное с сайта Росстата.

Обратите внимание! Сообщать банку о смене юридического адреса налоговая
инспекция не обязана. Если компания решила продолжать обслуживание в том же банке,
то необходимо заменить банковскую карточку и указать в ней новый юридический адрес
организации.

Несмотря на то, что согласно действующего законодательства Российской
Федерации госорганы должны оформлять постановку на учет по новому адресу
самостоятельно и в сжатые сроки, нельзя не учитывать человеческий фактор.

Если у организации есть заинтересованность в том, чтобы перерегистрация из-за
смены юридического адреса общества произошла без проблем, необходимо процесс
держать под контролем и самостоятельно узнавать о своевременном и полном
поступлении документов, отсутствии сбоев во межведомственном взаимодействии
регистрирующих органов

Поделиться


Подписаться на свежие статьи блога