• Феърфилд
  • Москва
  • Екатеринбург
  • Челябинск
+7(351) 216-11-89


        

Блог


Экологические платежи: изменения законодательства и ответственность за неуплату

Согласно ст.16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) является платным. 


экология.jpg

Правовые основы платы за НВОС

Нормативной базой для исчисления и уплаты экологических платежей являются:

·        КоАП РФ;

·        Федеральный закон РФ от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

·        Федеральный закон РФ от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

·        Постановление Правительства РФ от 28.09.2015г. №1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»;

·        Приказ Минприроды России от 23.12.2015г. № 553 «Об утверждении порядка формирования кодов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и присвоение их соответствующим объектам»;

·        Приказ Минприроды России от 23.12.2015г. № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью»;

·        Приказы, Постановления и Письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), регулирующей отношения в области платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждающей формы и форматы сдачи отчетности, а также контролирующей своевременность сдачи отчетности и перечисления платежей;

·        Приказы, Постановления, Письма Управления Росприроднадзора по Челябинской области.

Порядок постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

В связи с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2015 года, статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) предусмотрен государственный учет объектов, оказывающих НВОС, который осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих НВОС. Реестр представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с Законом № 7-ФЗ, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами.

Государственный учет предусмотрен на двух уровнях – федеральном и региональном, соответственно, федеральными и региональными органами исполнительной власти в форме ведения государственных реестров.

Форма заявки о постановке на государственный учет утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 г. № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью».

В соответствии с действующим законодательством предприятия не позднее 01.01.2017 обязаны встать на государственный учет и получить свидетельства о присвоении категории опасности для окружающей среды.

Подача заявки на регистрацию объекта НВОС осуществляется с помощью бесплатного средства подготовки отчетности природопользователя («Модуль природопользователя»), размещенного на официальном сайте Росприроднадзора по адресу http://rp№.gov.ru/otchetnost, либо с помощью размещенного в сети Интернет «Личного кабинета» природопользователя по адресу http://lk.fsrp№.ru.

При отсутствии на отчете электронной подписи хозяйствующие объекты, отнесенные в настоящее время к объектам федерального контроля направляют дополнительно на бумажном носителе заявку о постановке на государственный учет с номером электронной регистрации в Управление Росприроднадзора по Челябинской области, а объекты регионального контроля направляют заявку с номером электронной регистрации в Министерство экологии по Челябинской области.

Таким образом, в период с 1 января 2015 г. до 1 января 2017 г. должны быть поставлены на учет объекты, оказывающие НВОС, а также определены их категории. 1 января 2019 г. вступят в силу новые требования в области нормирования НВОС, которые будут отличаться в зависимости от того, к какой категории относится объект, оказывающий НВОС.

При определении поднадзорности объектов НВОС применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора (постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903 и постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029).

Соответственно категория объекта НВОС будет определяться при постановке его на учет, при этом в целом критерии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903, позволят определить уровень его поднадзорности – федеральный или региональный.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования во исполнение ч.4 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с 01.09.2016 начала работу по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду с присвоением объекту 1, 2, 3 и 4 категории согласно постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».  Работа по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводится также Министерством экологии по Челябинской области.

Обратите внимание! Организации, которые не оформили заявки на регистрацию объектов до 01 января 2017 г., должны зарегистрировать объекты НВОС в течение 2017 года.

В настоящее время штрафные санкции к таким организациям не применяются, прием документов для постановки на государственный учет в настоящее время продолжается.

Обратите внимание! Невыполнение или несвоевременное выполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанности по постановке на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, представлению сведений для актуализации учетных сведений, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ст. 8.46 КоАП РФ:

·        административный штраф на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 тысяч рублей;

·        административный штраф на юридических лиц - от 30000 до 100000 рублей.

Если у организации (ИП) отсутствуют источники негативного воздействия (например, котельные, станки, гаражи стоянки открытого типа, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, места для размещения, длительного хранения отходов) постановка на государственный учет не требуется, но плательщиками платы за НВОС они остаются.

О плате за негативное воздействие на окружающую среду

На основании Статьи 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) отчетным периодом в отношении внесения платы за НВОС признается календарный год. Срок внесения платы за 2016 год – до 01 марта 2017 года.
В соответствии с Письмом Управления Росприроднадзора по Челябинской области (Управление) от 29.12.2016г. № 9101 плату за НВОС при размещении отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, должны исчислять и уплачивать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались данные отходы.

Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» утверждены новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду взамен применявшихся с 2003 г. нормативов платы.

Новые ставки экологических платежей начинают применяться при расчетах платежей за негативное воздействие за 2016 год.

При этом коэффициенты индексации для новых ставок платы не применяются, не применяются также коэффициенты экологической значимости.

Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, и других видов вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632.

Расчеты платы за НВОС производятся природопользователями самостоятельно по формам в соответствии с Приказом Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» зарегистрирован в Минюсте 22.02.2017 рег. номер 45747.

Формирование и отправка Декларации в машиночитаемом формате доступна в Модуле природопользователя версии 3.8, опубликованной в разделе Отчетность природопользователя.

При формировании расчета платы за НВОС необходимо применять новые наименования и коды отходов из ФККО 2014 (утверждены Приказом Росприроднадзора от 18.07.2014г. №445 (с изменениями и дополнениями).

Расчет платы за негативное воздействие подается в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта (территориальный орган Росприроднадзора), оказывающего НВОС за отчетный период.

Согласно п. 5 ст. 16.4. Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять расчет НВОС до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Согласно п. 3 этой же статьи плату за НВОС необходимо внести до 01 марта года, следующего за отчетным периодом. Данная норма законодательства фактически предлагает плательщику заполнить расчет до 1 марта, так как сумма платежа рассчитывается в декларации по негативному воздействию на окружающую среду.

Экологическая отчетность

Декларация по оплате за НВОС за 2016 год предоставляется в Управление в срок до 10 марта 2017 года. Предоставление Деклараций ежеквартально не требуется.

Форма Декларации утверждена Приложением №2 к Приказу Минприроды России от 09.01.2017 г. №3.

Отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) за НВОС.

На основании ст.18 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. №89-ФЗ, приказа Минприроды РФ от 16.02.2010г. №30 субъекты МСП, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальный орган Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Отчетность представляется только предприятиями федерального значения в электронном (Модуль природопользователя) и бумажном виде до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Информация о предприятиях федерального значения размещена на сайте: http://74.rp№.gov.ru/otchetnost.  

Большинство малых и средних предприятий относятся к объектам регионального значения. Они сдают отчет в орган, ведущий региональный кадастр отходов. В Челябинской области организацию ведения Кадастра отходов осуществляет Министерство экологии Челябинской области (454091, г. Челябинск, проспект Ленина, д.57).

Формы МСП и № 2-ТП (отходы) считаются обязательными для ежегодного предоставления всех без исключения ООО и ИП, относящихся к малому и среднему бизнесу.

Формы «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду» и № 2-ТП (отходы) как и ранее, представляются в Росприроднадзор.

В программах 1С поддерживается возможность формирования № 2-ТП (отходы) и «Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» и отправки в Росприроднадзор с помощью 1С-Отчетности.

Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что для субъектов МСП, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, при своевременном представлении отчетности о фактическом образовании отходов и их удалении экологически безопасным способом плата за загрязнение окружающей среды будет определяться без учета пятикратного повышающего коэффициента (с момента вступления в силу Приказа МПР РФ № 50 от 25.02.2010г.).

Важно знать о том, что в случае, когда предприятие начало осуществлять деятельность в текущем году, квартальные платежи за НВОС вносить не нужно, достаточно оплатить платеж в полном объеме 1 марта следующего за отчетным периодом года. По закону арифметики 0/4=0.

Экологическая отчетность субъектов МСП за 2016 год

   

Название отчета

Кто сдает

Периодичность

Сроки сдачи

В электронном виде

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

ЮЛ и ИП, сами вывозящие мусор на свалку, сбрасывающие отходы в воду или имеющие производства с выбросами

Годовая

10 марта

Не обязательно

2-ТП (отходы)

1 февраля

Отчет субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)

15 января

 

Поправки внесены в ФЗ-7 от 10.01.2002 (ст. 16) Федеральными законами ФЗ-219 от 21.07.2014, ФЗ-404 от 29.12.2015, Приказ Росприроднадзора №872 от 31.12.2014.


Штрафы за неуплату экологических платежей

Не нужно считать данный вид платежей несущественным и несерьезным. Ведь законодательством предусмотрены штрафы за несвоевременную уплату и непредставление отчетности, причем в немалых размерах.

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за НВОС, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено. Однако такие действия природопользователя можно расценить как сокрытие экологической информации.

За данное нарушение предусмотрен штраф:

·        для должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей,

·        для организаций – от 10 000 до 20 000 рублей (ст. 8.5 КоАП РФ).

Неправильное обращение с отходами производства и другими опасными веществами также грозит наказанием:

·        для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей;

·        для индивидуальных предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

·        для организаций – от 100 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ).

За невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в срок предусмотрены штрафы:

·        должностных лиц – от 3000 до 6000 рублей,

·        организацию – от 50 000 до 100 000 рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Если у предприятия нет разрешения на обращение с производственными отходами, это приведет к пятикратному повышению норматива платы за одну тонну отходов и к ответственности по статьям 8.2, 8.5, 8.41 Кодекса об административных правонарушениях.

С 01.01.2016 г. вводятся авансовые платежи по плате «за загрязнение», которые нужно перечислять не позднее 20 числа месяца, следующего за последним числом месяца соответствующего квартала, в размере 1/4 платы, перечисленной за предыдущий год.

Например, по итогам I квартала 2016г. аванс нужно перечислить не позднее 20.04.2016г. Примечание: Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ.  Организаций и ИП, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, это новшество не касается. Следовательно, такой категории плательщиков нужно вносить плату лишь раз в год – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Изменился и срок сдачи отчетности по плате «за грязь» - это нужно сделать не позднее 10 марта, года следующего за отчетным. Причем это нововведение касается уже абсолютно всех плательщиков.

Приложения (http://avuar.ru/education/prochee/?bitrix_include_areas=N)

1.      Форма заявки о постановке объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет.

2.      Порядок учета в области обращения с отходами (утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011г. № 721).

3.      Пример. Обоснование по выбросам ЗВ в атмосферный воздух по образованию отходов производства и потребления ООО «Ромашка».

4.      Пример Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Ромашка».

 

Автор статьи: Ведущий консультант департамента консалтинга ООО «АФ «АВУАР» Фомина Марина Борисовна.


Поделиться


Подписаться на свежие статьи блога