• Ашберн
  • Москва
  • Екатеринбург
  • Челябинск
+7(351) 216-11-89


        

Блог


«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян

safe_image.jpg
Алексей Овакимян, старший партнер аудиторско-консалтинговой группы «Авуар», член комитета по инвестиционной политике торгово-промышленной палаты РФ:

— Мы эволюционировали из крепостного права, то есть работодатель был человеком, который орет: «Делайте, сукины дети, я приду и проверю!». Сейчас такой подход устарел, потому что сотруднику надо головой работать, а насильно это делать трудно. Теперь роботизируется все, что касается дисциплины, все операции, которые нужно сделать просто вовремя и монотонно. Теперь работодателю нужен работник с компетенциями, которых у него самого нет. И я с молодыми перспективными разработчиками чувствую себя не в роли работодателя, а в роли партнера, которому нужна компетенция, и он за нее готов заплатить. А человек с этим навыком в ответ говорит: «Не, мне мало, я хочу больше». И ты понимаешь, что если дешевле найти не получается, то действительно придется платить больше.

В то же время будущее компании теперь связано не только с благополучием ее руководителя, но и с будущим каждого сотрудника с компетенциями. К этой особенности дополняется тот факт, что хороший правильный бизнес сегодня торгует эмоциями. Вот пример Apple. Да, можно купить Xiaomi или Samsung с тем же функционалом, но люди хотят платить тысячу долларов за эмоцию, которую дает айфон. И когда вы продаете эмоцию — это очень выгодно. А если ты продаешь демпинг — это плохо и для бизнеса, и для покупателей.

И сотрудник должен эту эмоцию тоже улавливать, чувствовать, что не фигню какую-то продает, а меняет мир, а это уже интересно. И доходность его тогда зависит от того, насколько он этот мир изменил.

Такие партнерские отношения уже влияют и будут влиять все сильнее на налоговую систему. Современные компании вынуждены делегировать ответственность за распределение доходности на своих сотрудников. Посмотрите на «Яндекс.Такси». У них все таксисты вообще-то партнеры. Они ИПшники, они сами несут ответственность за распределение дохода. И не дай бог, ты сядешь к нему в машину и назовешь его водителем. Он вообще-то партнер «Яндекса», на минуточку, а ты кто?

Не секрет, что бизнес будущего — это, прежде всего, технологии. Все традиционные рынки депрессивны. Традиционные бизнесы иногда не позволяют возвращать деньги, привлеченные в развитие проекта. Во всяком случае, они точно не возвращаются в сроки, описанные в кредитном договоре с банком. Возьмем, например, сельское хозяйство, производство мяса птицы. Сравните инвестиции в этот бизнес и цену птицы на рынке.

Демпинг в традиционных бизнесах победил. Поэтому если не менять традиционные бизнес-процессы на технологию, вопрос банкротства — дело времени. Традиционный бизнес без инноваций — это пока тупик. Интересны технологии, новые рынки и «голубой океан» (прим.ред.: отрасли, которые сегодня не существуют, неизвестные участки рынка).

Будущего нет и у госзаказа: там нет хороших цен, и оплаты тоже нет. Там ждите максимум аванс, потому что в работе в любом случае найдут какой-нибудь косяк, который позволит не платить последний платеж или уменьшить его. Перспектива роста есть на новых рынках, в первую очередь это интернет-торговля. Темп роста этого рынка колоссален.

А недавно мы посмотрели структуру российского бизнеса. В стране расходы на административно-управленческий персонал (АУП) в семь раз выше, чем в США. Если мы рассмотрим любую компанию, которая считает себя корпорацией, то администраторов там сидит неприлично много, и они неприлично бесполезны.

В России слишком много людей работает в бэк-офисе — это люди, которые обрабатывают входящую информацию, переносят ее с бумаги на компьютер, а потом же на компьютере переносят из программы в программу.

Традиционный экономический блок предприятий — это люди, которые получили вовремя бумажку, занесли ее в 1С, а посчитали это бухгалтеры. Дальше есть экономисты — тоже высоко стоящие специалисты, которые из 1С информацию взяли, перенесли ее в Excel и по-новой пересчитали. И доложили шефу. Работу этих людей нужно оптимизировать, использовать аутсорсинг. Но перед этим — надо разобраться в бизнес-процессах, исключить лишнее и автоматизировать оставшееся. Автоматизация без изменения бизнес-процессов — это самообман.

Так вот почему наш АУП дороже, чем американский! Да, требований отчетности больше, и они непростые, у американцев попроще. Но смотрите, есть система электронного документооборота, которой уже 20 лет. Есть там цифровая подпись, и документ, подписанный электронной подписью, гораздо надежней, чем подписанный вручную. Девять из десяти налоговых проверок, из-за которых возникают споры, вызваны тем, что документ подписал непонятно кто. А электронный документ автоматически отображается в отчете. Интернет-банк есть, есть система закупок и тендеров — они электронные и интегрируются с той системой электронного документооборота, которой вы управляете бизнесом. Есть куча стартапов по подбору персонала, которые работают в режиме онлайн. Всю эту систему нужно настроить и использовать — бэк-офису пора перестать занимать место и начать работать головой.

И в чем проблема? Ко мне как-то обратился директор одного завода. И говорит: «Вот ты как-то говорил про автоматизацию — такая фигня, зря я тебя послушал». Я отвечаю: «Ну-ка расскажи, в чем проблема». Оказывается, он заказал электронный документооборот, купил ERP (информационная система для управления компанией — прим. ред.), и сегодня в бухгалтерии сидит 40 человек, хотя раньше сидело 20. Я не понимаю, спрашиваю: «Зачем?». Оказалось, для того, чтобы разбираться в этом ERP. Я спросил, кому он поручил внедрять автоматизацию. Выяснилось, что главному бухгалтеру.

То есть он ей сказал: «Внедри эту систему», а потом я сокращу штат бухгалтерии. Сидели женщины, зарабатывали приличные деньги, пользовались авторитетом и уважением, и им сказали внедрить какую-то ерунду, которая позволит компании обходиться без них. Вот они и отомстили. Аутсорсинг — это когда ты за счет «умных решений» можешь уменьшить издержки. Но штатный специалист никогда не сократит издержки на себя самого.

В этом процессе интересы работодателя и работника не совпадают. Каждый хочет получить максимум прибыли с наименьшими издержками. А касса — одна. У аутсорсера ситуация иная. Он ограничен стоимостью контракта, понимает, что заказчику это должно быть выгодно. Несет ответственность за качество и сроки. И уже в этих условиях оптимизирует свои издержки. На зарплате экономить не получается — есть рынок труда — значит, нужны технологии.

Но это работает только в частном секторе, где есть понятный выгодоприобретатель — владелец бизнеса — и прибыль с эффективностью, в которых он заинтересован. В госсектор с подобными предложениями лучше не соваться. Пробовал. Бюджет никем не представлен, а штатная численность сформирована по такому принципу, что никого вообще сокращать нельзя. Поэтому врагов можно получить совершенно реальных и много.

Пока нужно переключить внимание на новые кадры. Однажды я понял, что компетенции и накопленный жизненный опыт начали вредить компании. Как генералы готовятся к прошедшей войне, так же и специалисты, накопившие большой жизненный опыт, подсознательно сопротивляются любым новым решениям.

Технологии развиваются таким темпом, что специалистов с большим жизненным опытом переучить сложнее, чем молодого специалиста. Простейший пример. Сейчас любая сделка начинается с презентации. Если для ребят, которые только вышли из вуза, сделать презентацию — это набросать на планшете за 30 минут, а для специалиста с большим жизненным опытом – это большая работа, требующая массы времени и усилий. Технологичность — основной тренд нашего времени. Если посмотреть рынки — среди самых дорогих компаний в мире нет нефтяников, металлургов и даже машиностроителей. Капитализация упомянутого Apple больше стоимости всех компаний России в два раза. Все, что дает новую технологию и эмоцию, интересно. Ищите и учите людей, которые способны вам в этом помочь.

Источник: http://chel.dk.ru/news/ranshe-rabotodatel-oral-delay-proveryu-teper-on-pokupaet-navyki-aleksey-ovaki...

Поделиться


Подписаться на свежие статьи блога